Меню

Выбор сервис-центра

Как отличить профессионалов от не профессионалов

Что такое профессионал?

Довольно часто в рекламе мы видим одни и те же слова: профессиональные услуги, профессионалы, профессиональное оборудование, профессиональный подход и т.п. Профессионально то, профессионально это – начинаешь путаться во всех профессиях и профессионалах =). Некоторые компании выносят этот замечательный термин – профессионально – в свой слоган («Доверяйте профессионалам»!). И, вроде бы, все хорошо, но возникает закономерный вопрос: а насколько заявленный тезис соответствует действительности?

Что нам говорит Википедия? Профессионал — человек, сделавший определённое занятие (дело) своей профессией; человек, ставший в какой-либо области деятельности высококлассным специалистом; хорошо подготовленный для работы в определённой сфере специалист, имеющий навыки, квалификацию, а при необходимости и допуск к выполнению обязанностей по своей специальности.

Выделим из этого определения основные положения. Первое – профессионал имеет навыки своей профессии. Второе – профессионал имеет квалификацию. И третье – он является специалистом, причем высококлассным.

Два из этих положений (быть специалистом и иметь квалификацию) подразумевают какое-то документальное подтверждение: сертификаты, лицензии, дипломы и т.п. Нельзя стать профессионалом и при этом быть «без бумажки» - в современном мире это просто невозможно, любая профессия подразумевает или сертификацию, или лицензирование, или тестирование, или что-то еще, но результат всегда будет один: выдача какой-то бумаги, подтверждающей квалификацию.

Объявить себя профессионалом в нынешнем мире может каждый. Но не каждый может это подтвердить. Чем чревато обращение к «профессионалу» на словах?

Риски при обращении к мнимым профессионалам

Самое малое, чем вы рискуете – это деньги. Оплатив некачественно оказанную услугу, или ненужные запчасти, или что-то еще (фантазия у таких «профессионалов» достаточно богатая), вы можете смело прощаться с деньгами: возврат их в цели и задачи таких сервисов не входит. Суд? Защита прав потребителей? Забудьте – в таких организациях приемные квитанции и договора составлены так, что, подписав их, вы соглашаетесь с тем, что организация ни за что не отвечает. Ни за что от слова «совсем».

Как проверить фирму на то, действительно ли профессионалы в ней работают?

Первое, и самое основное: сертификация. Настоящие профессионалы всегда имеют на руках сертификаты и лицензии. Более того – они их вывешивают на стены приемных отделений своих офисов, чтобы каждый мог их посмотреть. Это не хвастовство – это информирование. Если у конторы нет ни одного сертификата, ни одной лицензии – значит, тут работает народ с улицы, имеющий какие-то профильные умения (полученные, скорее всего, опытным путем – т.е. методом проб и ошибок на технике клиентов), но не имеющий системных знаний. Обращаться в такое место – риск.

Второе – авторизации. Многие сервисные центры называют себя «официальными» или «авторизованными». Не верьте словам. Допустим, если сервисный центр объявляет себя официальным сервисом Apple – не поленитесь, посетите web-страницу Apple и посмотрите, а так ли это на самом деле. Вот, к примеру, как выглядит карта авторизованных сервисных центров Apple в Средней Азии. В Бишкеке такой сервисный центр только один – это Континент Трейд. Никакие другие сервисные центры авторизованными Apple в этом городе не являются.

Что означает – «авторизация»? Обычно это значит, что у компании-производителя и сервисного центра имеется соглашение о гарантийном и послегарантийном ремонте устройств, производитель поставляет оригинальные запчасти, а персонал проходит обучение и сертификацию у производителя. Если где-то вам говорят, что нельзя на ваше устройство установить оригинальные запчасти (их ставят только на заводе или другая подобная ерунда) – бегите оттуда. Оригинальные запчасти вам поставят без проблем в авторизованном или официальном сервисном центре, а там, куда вы обратились – вам поставят дешевый китайский аналог, срок службы и характеристики которого значительно хуже, чем оригинал.

И третье – отзывы. Те отзывы, которые сервисный центр указывает на своей странице, можете смело пропускать мимо. Даже если они и настоящие, отрицательных отзывов там не будет, потому что они жестко модерируются. Правильнее всего искать отзывы на независимых от сервисного центра ресурсах – в Google, если у СЦ там есть аккаунт, на городских форумах (например, форум Дизель в Бишкеке). Отзывы в соцсетях могут модерироваться владельцами страничек, поэтому также не могут служить надежным источником полноценной информации о «профессионалах». Но в тех же соцсетях как правило имеются странички для потребителей – черные и белые списки – которые модерируются независимыми от «профессионалов» людьми. Смотрите там, и если сервисный центр, куда вы хотите обратиться, туда попал – подумайте, а хотите ли вы оказаться в той же группе риска.

Бумажные благодарности – один из видов отзывов. Если они есть – это, бесспорно, хорошо; но это, опять же, характеризует сервисный центр однобоко, только с положительной стороны. Такие отзывы можно назвать «фантики»; по настоящему профессиональные специалисты и СЦ, в которых они работают, не вывешивают такие отзывы подряд, их обычно вывешивается несколько штук от наиболее серьезных клиентов, цыганщина с десятками бумажных отзывов от каждого ИП или фирмы, который когда-то обращался в такой сервис, в серьезных местах отсутствует. И, конечно же, никто не повесит на стену и не вывесит в интернете отрицательный отзыв.

Не стесняйтесь спрашивать документы – это ваше право, ведь вы собираетесь доверить чужим людям то, что принадлежит вам. И если вам отказывают показать сертификат, лицензию, свидетельство – не искушайте Судьбу, уходите. Поверьте, в вашем городе найдется достаточно настоящих профессионалов, а не раскрученных рекламой проходимцев, которые помогут вам решить возникшие проблемы и не будут перекладывать возможные проблемы со своих плеч на ваши. Читайте приемную квитанцию, прежде чем ее подписать – если там есть формулировки, полностью снимающие ответственность за устройство после того, как оно попадает в руки «профессионалов» - уходите. Настоящий специалист никогда не сделает устройству хуже, так как он ЗНАЕТ и ПОНИМАЕТ, что он делает, и что нужно сделать для того, чтобы его работа привела к хорошему, а не к плохому, результату.

Обращайте также внимание на то, как работает сервисный центр. Если вы видите массу людей, сидящих буквально друг у друга на голове – это место следует избегать. Рабочее место хорошего специалиста – это не квадрат 50 на 50 сантиметров, это солидный участок офиса, в котором находится и оборудование, и инструментарий, и даже (как это ни банально) кружка и ложка – ведь работать без отдыха и без удобства могут либо роботы, либо рабы. Ни та, ни другая категория не могут стать профессионалами в силу ограниченности свободы. Смотрите и на возраст сотрудников. Настоящий специалист, что бы вам ни говорили «профессионалы», младше 35 – 40 лет быть не может. Просто посчитайте: 18 лет на то, чтобы закончить школу, еще 5 – 6 лет ВУЗ, минимум 5 лет стажировок и дополнительного обучения (или диссертация – у кого как) – и вот к 30 годам перед нами специалист (еще не профессионал), который через 5 – 10 лет превратится в настоящего профессионала. Выпускник ВУЗа – это молодой специалист, т.е. специалист без практического опыта работы. Увы, профессионалом нельзя стать по собственному хотению – нужно тяжело и упорно трудиться, и только по прошествии времени появляется самое главное – опыт.

Если «профессионал» проработал в той сфере, в которой он себя позиционирует экспертом, пару – тройку лет (а то и меньше), да к тому же не имеет ни профильного образования, ни признанного в профессиональном сообществе авторитета (что легко проверяется в сети Интернет) – это мошенник, основная цель которого не сделать качественно работу, а выкачать из вас как можно больше денег.

Старайтесь обращаться именно к профессионалам, анализируйте рынок, и ваш опыт обращения в сервисные центры будет только позитивным.

Ниже – скриншоты, подтверждающие профессиональный возраст специалиста компании IT-Doctor (скриншоты из сети ФидоНет, в которой С.К. Корб в основном работал до широкого появления сети Интернет, увы, не сохранились).

Станислав Корб, ©2018

Поделиться