Почему восстановить данные после постороннего вмешательства всегда дороже?

Время от времени к нам поступают в работу накопители после постороннего вмешательства. Такое вмешательство можно достаточно условно разделить на 5 основных типов:

  • Попытка замены платы электроники
  • Попытки пайки электронных компонентов платы электроники
  • Вскрытие гермозоны накопителя «чтобы посмотреть что там сломалось / почему он стучит»
  • Вскрытие гермозоны накопителя и попытка замены головок, шпинделя и т.п.
  • Все вышеперечисленное вместе

Как правило, это вмешательство не приводит к положительному результату (иначе обращений в нашу лабораторию не было бы — данные были бы восстановлены), обычно последствия диаметрально противоположные — накопитель повреждается (и порой так сильно, что сама возможность восстановления информации исчезает).

Накопитель был открыт пользователем, головки переломаны с использованием пассатижей, которыми пользователь пытался «выровнять» головки. Все это привело к удорожанию данного заказа в три раза относительно базового прайса.

Для того, чтобы восстановить данные с устройства, которое до поступления к нам подверглось постороннему вмешательству, нам приходится сначала устранить последствия этого вмешательства, и лишь затем уже приступать непосредственно к работам по спасению данных. Очевидно, что устранение последствий постороннего вмешательства — работа, и работа сложная. Также очевидно, что эта работа не может проводиться бесплатно, ведь никто не заставлял владельца устройства проводить это самое постороннее вмешательство.

Как правило, если устройство попадает в наши руки без попыток «разобраться самостоятельно», восстановление с него данных возможно по стандартным протоколам и по стандартному прайс-листу. С таким устройством все понятно: вот неисправность, вот перечень процедур по ее устранению, вот смета. И результат обычно хорошо прогнозируемый и предсказуемый.

Давайте на простом примере я поясню, почему происходит значительное удорожание работ и снижение шансов на успех при непрофессиональном (назовем это так) вмешательстве. Для этого смоделируем следующую ситуацию.

Компьютер пользователя отключился, и больше не включился. При подаче питания внутри компьютера раздаются щелчки. Пользователь разобрал компьютер, и обнаружил, что щелчки доносятся из жесткого диска. Пользователь обратился с запросом в Google, поисковик выдал несколько видео, включая видео с рекомендацией разобрать жесткий диск и поправить положение головки.

Пользователь последовал инструкциям из этого видео, открыл жесткий диск на столе в своем доме, и, пользуясь обычной отверткой, пошевелил головки на парковочной раме. После этого он накопитель закрыл и попытался запустить. Естественно, это не помогло. В результате пользователь обратился к нам за профессиональной помощью.

В случае, если бы пользователь сразу обратился к нам, порядок работ был бы следующим:

  1. Исследование гермозоны накопителя.
  2. Подбор совместимых запчастей.
  3. Замена головок накопителя.
  4. Подготовка накопителя к вычитыванию.
  5. Вычитывание накопителя на специальном стенде.

С учетом того, что накопитель был вскрыт до нас и внутри проводились довольно грубые, непрофессиональные действия, теперь порядок работ будет таким:

  1. Исследование гермозоны накопителя.
  2. Очистка гермозоны от привнесенной грязи (жир, отпечатки пальцев) с использованием специальных химикатов.
  3. Очистка гермозоны от привнесенной пыли продуванием химически чистым азотом.
  4. Анализ блока магнитных головок накопителя на предмет его деформаций.
  5. В случае обнаружения деформаций блока магнитных головок, принятие превентивных мер во избежание выхода из строя новых головок и во избежание запиливания магнитных поверхностей.
  6. Поиск совместимых запчастей.
  7. Замена блока магнитных головок.
  8. Подготовка диска к вычитыванию, включение технологического режима и использование настроек максимально щадящих накопитель при чтении. В некоторых случаях может потребоваться даже настройка высоты парения головок над поверхностью.
  9. Вычитывание накопителя с постоянным ручным контролем его состояния.

Как видим, в работе появились четыре трудоемких и, что самое неприятное, ресурсоемких этапа, которых не было бы, если бы восстановление данных происходило исходно без непрофессионального вмешательства. Однако проблема не только в трудоемкости, но также и в том, что для одного из этапов потребуется использование дорогой и, что самое неприятное, весьма токсичной химии.

Все это удорожает работы в разы, а в некоторых случаях особенно обширных повреждений — на порядки.



Мы принимаем к оплате | We accept payments


Мы стажировались и работали в странах | We worked or practiced in following countries